Штабс-ротмистр Н.А Дурова

Серия: Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года

Стоимость 15 рублей
Качество АЦ
Материал сталь с никелевым гальваническим покрытием
Диаметр, мм 23,0
Тираж, шт. 5000000

Дата выпуска: 01.08.2012
Каталожный номер: 5710-0009

 Аверс: Реверс:

Описание монеты

Аверс: в центре диска - обозначение номинала монеты в две строки: "2 РУБЛЯ", ниже - надпись: "БАНК РОССИИ", под ней - год чеканки: "2012", слева и справа - стилизованная ветка растения, справа у канта - товарный знак монетного двора.

Реверс: погрудный рельефный портрет Н.А. Дуровой в военном мундире, внизу у канта на широкой ленте - надпись: "Н.А. ДУРОВА".

Художник: A.В. Бакланов, народный художник России (аверс), A.Д. Щаблыкин (реверс).
Скульптор: Ф.С. Андронов, В.Б. Ананьин.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: Прерывистое рифление.

Юбилейные монеты Современной России 1999-2009 года
Юбилейные монеты Современной России 2010-2014 года

Историческая справка

Дурова, Надежда Андреевна — известная «кавалерист-девица» и писательница. Родилась в 1783 г.; провела детство и юность в семье кавалерийского офицера, с малых лет обнаруживала ярко выраженное призвание к военному ремеслу. В 1801 г. Дурова вышла замуж за заседателя сарапульского нижнего земского суда В.С. Чернова; в 1803 г. стала матерью, но вскоре разошлась с мужем, который взял к себе ребенка. Сошедшись с казачьим офицером, Дурова-Чернова бежала из родительского дома в мужском платье, которого уже больше никогда не снимала, и в 1807 г. была зачислена юнкером в Конно-Польский полк, выдав себя за дворянина Александра Соколова. С полком она участвовала в заграничном походе; отличилась в сражениях при Гутштадте и Гейльсберге. Отец, которому Дурова откровенно писала о своей судьбе, разыскивал ее, и по его просьбе произведено было расследование; ее пожелал видеть император Александр I, который разрешил ей остаться в службе, дал ей фамилию «Александров», денежное пособие, Георгиевский солдатский крест, произвел в корнеты и назначил в Мариупольский гусарский полк, из которого она в 1811 г. была переведена в Литовский уланский.

В 1812 г. Дурова была произведена в поручики; участвовала в войне с французами, дралась под Смоленском, состояла ординарцем при Кутузове, была ранена. В 1816 г. вышла в отставку в чине штабс-ротмистра с правом носить мундир. Остальные свои годы провела в Вятской губернии, живя пенсией и литературным заработком. Умерла в 1866 г.

В печати Дурова дебютировала в «Современнике» Пушкина (1836) мемуарами, на которые общество сразу обратило внимание; «Записки» были так хорошо написаны, что их сочли мистификацией, автором их — самого Пушкина, который предпослал им от себя красноречивое вступление. «С неизъяснимым участием, — писал Пушкин, — прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Белинский был в восторге от записок Дуровой (дополнения к которым вышли в том же 1836 и 1839 г.). Он писал: «Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этой мужественной твердостью и силой, этой яркой выразительностью своего слога, этой живописной увлекательностью своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытой мыслью». К ее мемуарам принадлежит также книга «Год жизни в Петербурге» (1838). Дурова писала повести в ультраромантическом роде: «Павильон», «Гудишки», «Серный ключ» (1839), «Угол», «Клад», «Ярчук, собака-духовидец» (1840); они отличаются чрезвычайной запутанностью в вымысле и склонностью к таинственному, во всех отношениях уступая ее мемуарам.